Многие покупатели и пользователи услугами не устают повторять фразу «потребитель всегда прав». В этом словосочетании есть много правды, но также имеются свои границы. В плане регулирования взаимоотношений покупателя и продавца все поддается закону РФ «О защите прав потребителей». Относительно основных моментов касающихся этих правовых взаимоотношений Вы узнаете дальше.

Трактовка термина

Иными словами защита прав потребителей называется консьюмеризмом, которое определяет движение конечных потребителей товаров и услуг в защиту прав, которыми обладают по закону. Данное правозащитное движение возникло не так давно и объединяет в себе несколько отдельных векторов. Кроме этого, в каждом государстве есть система законов, нормативных актов и правительственных распоряжений, которые нацелены на защиту прав конечного потребителя.

Непосредственно в плане действия консьюмеризм представляет собой комплекс мер, которые реализуются непосредственно государством и общественностью и направлены на регулирование отношений между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности. В этом плане контролирующие органы (государство) устанавливает следующее:

  • Конкретные права потребителей;
  • Формы возможного нарушения потребительских прав;
  • Механизм защиты потребительских прав;
  • Меры ответственности за нарушения.

Кроме понятий развернутых выше под защитой прав потребителей понимается общественное движение, согласно идеологии которого конечные потребители производят действия в для защиты своих законных прав. Движение само по себе возникло в середине 60-х гг. и заменило собой другое понятие, которое называлось «суверенитет потребителя». Данные изменения являются закономерным процессом ввиду перехода от экономики изготовителя к экономике потребителя.

Если и другие объяснения термина, которые также оказываются теоретически правильными. Подытожить раздел можно тем, что защита потребительских прав является организованным содействием государственных и общественных органов, а также непосредственно самих потребителей с целью предотвращения предложения и продажи некачественных товаров/услуг/сервиса.

Кто такой потребитель и как он может защитить свои права?

Потребителем можно назвать лицо (юридическое или физическое), которое приобретает товары или услуги, предлагаемые исполнителем или изготовителем. В целом под это описание попадает любой гражданин, который отвечает пунктам, содержащимся в преамбуле к Федеральному Закону «О защите прав потребителей» (текст можно изучить на онлайн-портале «Консультант»).

За начало формирования законодательных норм регулирования отношений потребителей и продавцов необходимо сказать «спасибо» Джону Кеннеди, который в одной из своих речей в голос охарактеризовал 6 основных потребительских прав, а именно:

  1. Право на свободный доступ к информации;
  2. Право на безопасность;
  3. Право на свободное совершение выбора;
  4. Право заявить о нарушении своих прав и быть услышанным;
  5. Право требовать возмещения содеянного ущерба;
  6. Право на получение потребительского образования.

В отношении защиты собственных прав, потребитель имеет возможность предъявления напрямую продавцу/исполнителю. Покупатель может потребовать у продавца следующее:

  • Заменить товар, который имеет явные недостатки, на аналогичный или подобный в техническом плане, но удовлетворительного качества;
  • Возвратить средства или часть суммы в качестве возмещения ущерба;
  • Потребовать устранить дефект, выявленный при осмотре – это возможно при предоставлении исполнителем различных услуг;
  • Выдвинуть исполнителю требование о компенсации затрат, понесенных для устранения недостатков самостоятельно;
  • Требовать возмещения морального или материального ущерба, которые были понесены потребителем после покупки товаров/услуг.

С целью защиты своих прав потребитель может предъявить устные или письменные претензии непосредственно менеджеру компании-продавца или ее руководству. При отсутствии адекватных действий со стороны продавца, потребитель имеет право направить иск в контролирующие органы и инициировать рассмотрение дела согласно буквы закона. В последнем случае разумнее подкрепить свои действия юридической помощью со стороны специалиста.

О способах проведения защиты

В России также существуют механизмы, благодаря которым оказывается возможным проводить защиту потребительских прав при наличии факта их нарушения. Могут предприниматься следующие решения:

  1. Лицо, нарушившее потребительские права своего клиента, полностью признает свою вину;
  2. Потребитель использует доступные ему по закону механизмы самозащиты;
  3. Соглашение/сделка согласно решения суда признается такой, которая утратила правомочность;
  4. На основании решения судебной инстанции, нарушенные права восстанавливаются;
  5. Вынесение решения по делу государственными или судебными органами (например, о возмещении причиненных убытков или о прекращении/изменении правоотношений);
  6. Решение о взыскании неустойки в определенном размере или о компенсации нанесенного морального вреда;
  7. Применение документальных свидетельств или постановлений, которые были изданы соответствующими органами.

Для применения одного из перечисленных методов защиты прав потребителей сторона потерпевшая должна оформить соответствующее заявление – жалоба, претензия, иск. В этом документе обязательно указываются данные обеих сторон конфликта, а также описываются обстоятельства возникновения спора. Важно составить текст документа правильно и точно в деловом стиле.

Чтобы иметь возможность с большей эффективностью защитить потребительские права стоит обратиться к специалисту в этих вопросах. Профессиональный юрист по закону может стать представителем интересов пострадавшего потребителя.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна