В статье 723 ГК РФ говорится, что подрядчик несет ответственность за ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств. Для него это дополнительные затраты, поэтому он всячески стремится избежать устранения недостатков. Однако отказ в проведении дополнительных работ не всегда правомерен. Если необходимо обязать подрядчика устранить недостатки, то стоит заранее выяснить, в каких случаях удастся осуществить процедуру, и как действовать, чтобы добиться справедливости.

Ситуации, в которых подрядчика могут обязать безвозмездно устранить недостатки

В пункте 1 статьи 723 ГК РФ говорится, что обязать подрядчика устранить недостатки можно, если:

  • работы выполнены с отступлением от положений соглашения, что привело к ухудшению результата;
  • выявлены недостатки, которые делают результат работ непригодным для дальнейшего использования;
  • применены некачественные материалы;
  • результат работы не соответствует санитарным или иным нормам.

Главным условием выдвижения требований об устранении недостатков выступает наличие вины подрядчика. Она должна быть доказана. В иной ситуации привлечь лицо к ответственности проблематично.

Еще одним критерием выступает срок обнаружения недостатков. Подрядчика удастся обязать устранить их, если несоответствия выявлены в течение гарантийного срока. Вопрос регламентируют статьи 754 из 755 ГК РФ. Гарантийным сроком называют период, в течение которого исполнитель несет ответственность за качество результата. Период составляет 2 года. Стороны имеют право отразить в соглашении иной срок. Он не может быть меньше нормы, зафиксированной в действующем законодательстве.

Стороны самостоятельно определяют, когда начинает исчисляться гарантийный срок. Датой отсчета периода может стать:

  • момент, когда объект вводят в эксплуатацию;
  • момент передачи итогового результата потребителю;
  • момент принятия объекта в соответствии с условиями договора.

Если выявлены несоответствия, можно обязать подрядчика устранить недостатки.

Как действовать, если обнаружены недостатки?

Если необходимо обязать подрядчика устранить недостатки, порядок действий напрямую зависит от того, когда заказчик заметил наличие несоответствия. Стоит заранее продумать спорные ситуации и посвятить им один из разделов договора. В нём стоит прописать право заказчика отказаться принимать работы. Однако лицо не может выполнить действие без причины. Отказ обязательно должен быть мотивированным. Если заказчик правомерно отказался принимать работу, исполнитель обязан исправить недостатки.

Работы еще не приняты

В случае, когда приемка работ еще не было проведена, и были выявлены недостатки, возможно расторжение соглашения (ст. 715 ГК РФ). Заказчик имеет право потребовать вернуть денежные средства. Если такой вариант не устраивает, можно предоставить исполнителю срок, в течение которого он должен исправить возникшую ситуацию. Период напрямую зависят от характера работ.

Необходимо учитывать положения гражданского законодательства. Так, в статье 720 ГК РФ говорится, что заказчик должен сообщить подрядчику обо всех выявленных недостатках. Для соблюдения этого правила создают комиссию, которая проводит осмотр, фиксирует несоответствия и определяет срок, в течение которого должно быть осуществлено их исправление.

Работы уже приняты

Если необходимо обязать подрядчика устранить недостатки уже после того, как приемка проведена, предстоит действовать по следующей схеме:

  1. Грамотно зафиксировать все выявленные несоответствия. Необходимо доказать, что они возникли по вине подрядчика, а не в процессе естественного износа или под влиянием обстоятельств непреодолимой силы.
  2. Связаться с подрядчиком, сообщить о сложившейся ситуации и провести совместный осмотр. Особенности процедура стоит заранее зафиксировать в соглашении.
  3. Инициировать экспертизу. Специалист изучит ситуацию и подтвердит, что нарушения действительно были обнаружены, и они возникли по вине исполнителя.
  4. Зафиксировать последствия, к которым привели возникшие недостатки.
  5. Выдвинуть требования в отношении исполнителя.

Если подрядчик отказывается устранять недостатки

На практике разрешить спорный вопрос мирным путем не всегда удаётся. В этой ситуации необходимо собрать доказательную базу, заполнить исковое заявление и обратиться в суд.

Однако метод не всегда эффективен. Если подготовлены весомые доказательства, в большинстве случаев требования заявителя удовлетворят. Однако для исполнения решения привлекут судебных приставов. Им будет очень проблематично заставить компанию выполнить те или иные работы.

Поэтому целесообразнее нанять другого исполнителя, который оперативно исправит неточности, документально зафиксировать затраты, а затем обратиться в суд с требованием о материальной выплате. Подобный способ можно использовать, если возможность предусмотрена договором. В иной ситуации предстоит направить подрядчику требования об устранении недостатков.  Затем нужно получить отказ. При этом необязательно ждать, пока соответствующее решение будет зафиксировано письменно. Достаточно того факта, чтобы контрагент не приступил к выполнению работ в установленный срок. Затем допустимо привлечение другой организации для исправления допущенных ошибок и обращение в суд с целью компенсирования затрат.

Как быстрее обязать подрядчика устранить недостатки?

Чтобы упростить процедуру, лучше заручиться поддержкой профессионального юриста. Мы занимаемся защитой прав потребителей. Воспользовавшись нашими услугами, вы только защитите свои права, но и сможете рассчитывать на получение компенсации.

Мы оказываем единоразовые услуги или предоставляем комплексную помощь и поддержку. Работу с клиентом осуществляют профессиональные юристы, которые хорошо знакомы со всеми нюансами устранения недостатков в рамках договора подряда. Сотрудничая с нами, вы сможете рассчитывать на то, что все обязательные процедуры будут соблюдены, а отстоять свои права удастся в минимально возможный срок. 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна