Если медицинская услуга оказана некачественно, каждый гражданин России имеет право получить компенсацию и вернуть свои деньги, если медпомощь оказывалась платно (в том числе по ДМС), получить возмещение ущерба, если услуги были получены в рамках ОМС.

Сроков исковой давности по таким делам не предусмотрено: можно подать в суд на возмещение морального вреда, если инцидент произошел 10 и более лет назад. Однако по случаям, произошедшим до 03.081992 года, моральный вред не взыскивается (п.35 ПП ВС РФ №3 от 28.04.1994). 

Вернуть деньги за платные медицинские услуги 

Отношения медорганизации, предоставляющей услуги (исполнителя), и пациента (потребителя этих услуг) регламентируются Законом «О защите прав потребителей» (номер 2300-1), который был принят седьмого февраля 1992 года и в дальнейшем неоднократно дополнялся. Это оговаривается в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» за номером 323.

Данные взаимоотношения также подпадают под действие Правил, согласно которым организации здравоохранения предоставляю платные медуслуги, утвержденных Постановлением Правительства РФ номер 1006.

Согласно этим документам, для оказания медуслуг на возмездной основе должен быть заключен договор между медицинской организацией и пациентом. Это может быть также договор ДМС.

 Получить компенсацию за некачественную медпомощь по ОМС 

Что касается «бесплатной» медпомощи, которая предоставляется в рамках системы ОМС, то еще несколько лет назад в этой области в России не действовало понятия «потребитель». Его не было в законе об ОМС (ФЗ-326 от 29 ноября 2010 года).

Правоотношения между медицинскими организациями и пациентами в системе ОМС регулировались в рамках Гражданского кодекса, который устанавливает обязательства, возникающие в результате того, что пациенту был причинен вред.

Однако в 2012 году действие закона о защите прав потребителей было распространено и на оказание услуг по ОМС. 28 июня 2012 года Пленум Верховного суда РФ принял Постановление за номером 17 («О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). В пункте 9-ом данного документа говорится, что законодательство, защищающее права потребителей, одинаково применимо к деятельности медорганизаций, работающих в рамках как ДМС, так и ОМС.

Начиная с этого момента, при взыскании штрафа за некачественное оказание медицинской помощи в системе ОМС суды руководствуются требованиями части 6 статьи 13 ФЗ-2300-1 и пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ номер 17.

Существует достаточно много примеров, когда судами принимались решения в пользу пациентов, которым был нанесен ущерб в результате непрофессиональных действий работников медорганизаций при оказании помощи по ОМС.

Так, 30 марта 2018 года Ревдинский городской суд Свердловской области вынес решение о взыскании в пользу беременной женщины одного миллиона рублей. Такую сумму компенсации за нанесенный моральный вред суд посчитал приемлемой за то, что специалисты медорганизации несвоевременно оценили состояние плода, из-за чего он погиб. После того, как женщина подала апелляционную жалобу, судом апелляционной инстанции было принято решение дополнительно взыскать с медицинского учреждения штраф в размере пяти тысяч рублей. После этого случая потребительские штрафы за оказание некачественной медпомощи стали взыскиваться в разных регионах России.

Но в 2019 году Верховный Суд внес прецедент в эту судебную практику 15 июля 2019 года участники Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ приняла определение за номером 44-КГ 19-7, которым отменила взыскание потребительского штрафа с больницы в одном из городов Пермского края Это произошло после того, как медорганизация подала апелляционный иск на решение Пермского краевого суда, присудившего потребительский штраф в сумме 1,25 миллиона рублей в пользу пострадавшего пациента (в дополнение к возмещению морального вреда в 2,5 миллиона рублей).

Устоявшаяся судебная практика была изменена. С 2019 года состоялось множество судебных процессов, где применялся Закон о защите прав потребителя, но потребительский штраф суды решали не взыскивать с ответчиков.

Все это свидетельствует о сложности судебной практики в области взысканий возмещений морального вреда, полученного при оказании медицинской помощи. А также о том, что в данной сфере присутствует много неоднозначных моментов.

 Как могут нарушаться права пациента (потребителя)? 

Говорить о нарушении прав потребителя медуслуг можно, если

  • пациенту было отказано в предоставлении экстренной помощи – бесплатно и незамедлительно;
  • медорганизация не предоставила помощь в объеме, который гарантирует Закон об ОМС;
  • пациенту не были выданы бесплатно лекарства и медицинские изделия в объеме, предписанном программой госгарантий;
  • нарушено право на выбор врача и медорганизации;
  • профилактика, диагностика, лечение заболевания, реабилитация проводились в условиях, которые не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям;
  • при оказании медпомощи здоровью пациента был причинен вред;
  • пациент не получил полных и достоверных данных о состоянии своего здоровья и так далее. 

Как действовать, чтобы вернуть свои деньги и получить компенсацию? 

Чтобы отстоять свои права, понадобится

  • собрать все необходимые документы, подтверждающие факт наличия нарушения прав пациента (потребителя): выписки из истории болезни, заключения врачей, данные медицинских анализов и другие;
  • провести экспертизу качества проведенных лечебных мероприятий;
  • обратиться в органы управления здравоохранением своего субъекта с заявлением о рассмотрении данного случая на специальной врачебной комиссии;
  • обратиться к руководителю медицинской организации, где был причинен вред здоровью пациента с предложением выплатить компенсацию добровольно;
  • если это не даст желаемого эффекта, подать исковое заявление в суд;
  • принять участие в судебных заседаниях, выдвигая аргументы в доказательство своей правоты. 

Профессиональная помощь 

Список действий, которые необходимо совершить для получения желаемого результата, довольно обширен. Причем важно, чтобы все документы были составлены грамотно, в противном случае отстоять свои законные права в суде не удастся. А это требует отличного знания законов.

Можно, конечно, заняться изучением законодательства и всех тонкостей юридических процедур, однако на это понадобится много времени. И не всегда получится разобраться в нюансах самостоятельно.

Разумнее и выгоднее доверить защиту своих интересов профессионалам – юристам, которые специализируются в области медицинского законодательства. Знания и опыт помогут эффективно решить вопрос и достичь цели.

Специалист сможет предложить пути решения проблемы, спрогнозировать вероятные риски, основываясь на правовых нормах, установить факты нарушений закона.

Во многих ситуациях профессиональная юридическая поддержка позволяет урегулировать вопрос в досудебном порядке. Если же возникает необходимость обратиться в суд, опытный юрист составит иск в соответствии с требованиями закона, разработает проект мирового соглашения. А после того, как вопрос будет решен (до суда или по суду), проследит за тем, чтобы денежные средства были возвращены получателю медицинской услуги, выплачена компенсация за причиненный ущерб. 

Чтобы узнать подробнее о квалифицированной юридической помощи по защите ваших прав при получении медицинской помощи, звоните по телефону юристу компании. Обращайтесь за консультацией – и мы поможем решить вопрос в вашу пользу. 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна