Приобретая какой-либо бытовой прибор, каждый покупатель рассчитывает на то, что он прослужит ему много лет. Но иногда в товаре обнаруживается дефект, который делает его использование невозможным. И тогда человек задается вопросом: отправиться за новой вещью, обменять технику или заставить магазин вернуть деньги? Причем многие считают, что последние два варианта решения проблемы труднодостижимы.
Разумеется, покупать еще один экземпляр бытовой техники нецелесообразно. Ведь закон дает потребителям шанс отстоять свои права. С помощью грамотного юриста вполне реально добиться не только обмена или возврата товара, но и компенсации морального ущерба.
Оценка ситуации
Правовая база, на основании которой регулируются отношения в области торговли, обширна. Сюда входят Гражданский кодекс РФ, Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иные нормативные акты. Поэтому первоочередной задачей в спорной ситуации становится ее юридическая оценка.
Иногда товар не имеет явных дефектов. Он может не соответствовать целям, для которых его приобретали (если продавцу заранее было сообщено о них), либо образцу, на который покупатель ориентировался при совершении сделки. Особенно часто такое случается при дистанционной торговле.
Существенным недостатком считается дефект, который вообще нельзя исправить либо для этого нужен дорогостоящий ремонт. К данной категории также относят брак, который проявляет себя неоднократно – даже после его устранения. Бывают и такие поломки, которые делают эксплуатацию бытовой техники опасной для жизни и здоровья. Поэтому к каждой ситуации следует подходить индивидуально.
Спорные моменты возникают не только при обнаружении дефектов. Нередко нарушаются сроки исправления недостатков или обмена товара. Формально продавец идет навстречу покупателю, но на деле человек не получает желаемого.
Грамотная юридическая оценка ситуации помогает определить алгоритм дальнейших действий. Она позволяет понять, какой вариант развития событий для покупателя наиболее выгоден. Если вам продали сломанную технику, закон предусматривает:
- замену приспособления на изделие аналогичной марки;
- уменьшение цены покупки соразмерно произведенному ремонту;
- устранение поломки на безвозмездной основе;
- обмен техники на прибор иной марки с пересчетом суммы покупки;
- возврат товара.
Претензия
Требования необходимо оформить в письменном виде. Претензия продавцу составляется в двух экземплярах. Первый вручается адресату, второй остается у покупателя (на нем работник магазина ставит свою подпись).
В верхней части документа указываются организация, которой предъявляются требования, и личные данные покупателя (ФИО, место жительства, телефон). В тексте претензии следует подробно изложить суть проблемы. Описывается факт покупки предмета бытовой техники, момент, когда был обнаружен недостаток, дается характеристика самого дефекта. Также следует указать, до какой даты длится гарантийный срок.
Ниже приводится ссылка на статьи документа, которыми вы руководствуетесь. Если продавец нарушил закон, опишите, в чем именно заключается несоблюдение правовых норм.
В итоговой части необходимо указать, что в случае отклонения претензии вы будете вынуждены обратиться в суд. Следует заострить внимание продавца на том, что с него могут взыскать штраф. Его размер составит половину суммы, присужденной в пользу покупателя.
Помните, что отсутствие чека не является причиной для отклонения требований. Работники магазина в любом случае обязаны принять бракованный прибор.
Экспертиза
Если причина появления дефекта вызывает сомнения, продавец организовывает и оплачивает экспертизу. Однако при этом не должны нарушаться сроки, о которых говорится в статьях 20-22 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Недостаток исправляется не позднее 45 дней после получения претензии. На замену прибора отводится 7 дней, а когда необходима дополнительная оценка – 20 дней. Если схожего товара в наличии нет, этот период увеличивается до 1 месяца. Пересчет цены осуществляется не позднее 10 дней с момента обращения. Все эти временные отрезки должны соблюдаться.
Результаты экспертизы могут оказаться нежелательными для покупателя. Организациям невыгодно брать на себя расходы по ремонту бытовой техники. А возврат прибора – самый неприятный для них вариант. Поэтому многие продавцы прибегают к различным ухищрениям, чтобы не отдавать деньги за товар. В подобных ситуациях требуется независимая экспертиза. Затраты на нее включаются в сумму иска на продавца, направляемого в суд.
Закон РФ «О защите прав потребителей» дает покупателю право лично присутствовать при экспертизе. Поэтому требуйте, чтобы вас уведомили о том, где и когда она будет проводиться. Этот пункт нелишне включить в текст претензии. Так вы сможете минимизировать риск подделки результатов.
Если для изделия не определен гарантийный срок, продавец отвечает только за те недостатки, которые возникли до передачи прибора. Такие моменты обычно довольно сложно доказать. Исход дела решает заключение независимого эксперта.
Если для обмена техники нужно больше недели, потребитель вправе на время получить от продавца аналогичное изделие. Прибор доставляется покупателю в течение трех дней за счет магазина. Это правило не касается бытовой техники, используемой в качестве предметов туалета либо для медицинских манипуляций. К данной категории относятся электробритвы, щипцы для завивки волос, эпиляторы, фены, электрические зубные щетки, машинки для стрижки волос и пр.
Если проблему не получилось разрешить в досудебном порядке, придется подготовить иск. В заявление включают требования о возмещении средств, потраченных на покупку бракованного прибора, и о компенсации морального вреда. Грамотный юрист посоветует, какую сумму следует запросить. Ну а окончательный ее размер будет определен в судебном заседании.