Защита прав потребителей

Достаточно часто потребитель, воспользовавшись услугой или приобретя товар, выясняет, что его качество не соответствует требованиям и ожиданиями, или оказаться попросту небезопасным или бракованным.

В нашей стране на местном, так и на региональном уровне действует Закон «О защите прав потребителей», нормы которого направлены на урегулирование спорных ситуаций, возникающих в процессе взаимоотношений между покупателями и продавцами. В нем содержатся основные права, которыми обладает потребитель:

Вид права

Суть

1

Возможность получать знания (просвещаться)

Низкий уровень правовой компетенции населения требует информированности граждан об их правах и способах защиты посредством телевизионных программ, социальной рекламы, СМИ

2

Право получить товар или услугу надлежащего качества

Законодатель обязывает продавцов и поставщиков осуществлять должный контроль за качеством реализуемых товаров или услуг. Для этого существуют соответствующие регламенты, СНИПы и ГОСТы, определяющие свойства и характеристики товаров

3

Право потребителя на возмещение причиненного ущерба

Это дает возможность потребовать полную или частичную компенсацию с поставщика за товар или услугу ненадлежащего качества

4

Безопасное потребление

Это право охраняется КоАП и УК РФ: товары или услуги не должны быть угрозой экологической безопасности или причинять вред здоровью граждан

 

Когда нужны услуги защиты потребительских прав

Взаимоотношения между покупателем и продавцом или поставщиком не ограничиваются купли-продажей товаров в розничных магазинах. Защита законных прав – распространенная необходимость в большом количестве сфер:

  • При заключении договоров на строительство, проектировку или подрядные работы;
  • Аренды жилых и коммерческих помещений;
  • Получении услуг ЖКХ;
  • При совершении сделок с недвижимостью;
  • Получении страховых, банковских и образовательных услуг;

Это далеко не полный список, где допускаются нарушения прав потребителей.

Способы защиты нарушенных прав

Если покупатель сталкивается с товаром, имеющим дефекты, или получил услуги ненадлежащего качества, то первый вопрос, который волнует потребителя «Что делать в этом случае и как доказать свою правоту?».

Существует несколько способов защиты нарушенных прав:

  • Внесудебный порядок;
  • Административный;
  • Претензионный;
  • Судебный.

Необходимо отметить, что зачастую рядовые граждане имеют недостаточное количество знаний в области юриспруденции и навыков решения такого рода проблем. В свою очередь продавцы нередко не стремятся разрешить ситуацию мирно и соблюсти права своих клиентов. Именно в таких обстоятельствах неоценимую помощь могут оказать профессиональные юристы, которые проанализируют ситуацию и ее перспективы, а благодаря знанию всех нюансов законодательства помогут добиться восстановления нарушенных прав.

Порядок действий потребителя в случае нарушения прав

Необходимо более подробно рассмотреть алгоритм действий, которому необходимо следовать потребителю в зависимости от выбранного способа защиты.

Внесудебный порядок

Приобретая качественный и исправный товар, потребитель вправе вернуть его продавцу в течение 14 дней. Для этого потребуется:

  1. Обратиться к продавцу с требованием о возврате уплаченных средств или обмене приобретенного товара на другой аналогичный;
  2. Подготовить в 2 экземплярах письменное заявление, содержащее конкретное требование;
  3. При положительном решении продавец проставит отметку в документе и оформит возврат или обмен. При отказе в приеме заявления, документ должен быть направлен в офис компании согласно фактическому ее нахождению и юридическому адресу.

Стоит отметить, что не все можно вернуть, здесь потребитель может столкнуться с множеством подводных камней. Перечень разрешенных для возврата товаров определен специальным постановлением Правительства.

Административный порядок

Если права потребителя нарушены, он вправе обратиться с жалобой в органы, уполномоченные на контроль поставщиков товаров или услуг. Для того, чтобы не потерять время и добиться результата, заявитель должен юридически верно оформить жалобу, указав в ней:

  • Правильный и корректный адрес получателя;
  • Достаточное количество фактов произошедшего нарушения;
  • Персональные данные заявителя, так как анонимные жалобы не подлежат рассмотрению;
  • Личную подпись и дату оформления.

Претензионный порядок

В случае покупки некачественного товара или получения услуги ненадлежащего качества потребитель должен следовать следующей пошаговой инструкции:

  1. Письменно оформить и направить претензию, отвечающую всем требованиям;
  2. Получить ответ положительный или отрицательный. Потребителю также может быть предложено проведение экспертизы товара, которую вправе назначить продавец. Важно сдать товар по описи, чтобы на потребителя не была возложена обязанность по оплате экспертизы;
  3. Продавец может дать отрицательный ответ или вовсе проигнорировать претензию. В этом случае потребителю следует позаботиться о подготовке к судебному разбирательству.

Судебный порядок

Для начала необходимо составление искового заявления. Это важный этап судебного процесса, так как допущение ошибок или неточности формулировок при оформлении иска может привести может привести к тому, что он останется без рассмотрения.

В процессе судебного заседания истец может поддерживать или увеличивать свои требования или окончить дело мирным соглашением, при условии, что ответчик пойдет на это. После того как дело будет рассмотрено, суд вынесет решение, которое стороны вправе обжаловать в течение месяца.

Здесь стоит обратить внимание, что нередко потребители проигрывают дела в первой инстанции. Однако при профессиональной помощи юристов и адвокатов апелляционная инстанция может отменить вынесенное ранее решение. С другой стороны, выиграв суд, потребители забывают о том, что ответчики практически всегда обращаются за обжалованием. Это подтверждает тот факт, что к апелляции следует быть готовым в любом случае.

Каждый из случаев защиты прав потребителя обладает индивидуальными нюансами и  особенностями. Оценить реальное положение дел и предотвратить потенциальные риски, а также компенсировать материальный ущерб и моральный вред помогут только квалифицированные специалисты. Опытные юристы окажут помощь на любом этапе и обеспечат все возможное для того чтобы проблема была решена эффективно и в кратчайшие сроки. 

Если у вас остались вопросы или вы не нашли ответа.

Обратитесь за помощью юристам нашей компании и получите действительно полезную и эффективную юридическую помощь в любой области права.

Задать вопрос специалисту
8 (495) 297-57-99