- Что такое «трудовой спор»
- Когда возникают
- Причины возникновения
- Какие бывают виды
- Порядок рассмотрения индивидуальных споров
- В какой суд надлежит обращаться
- Сроки подачи иска
- Порядок рассмотрения коллективных споров
- Комиссия по примирению сторон
- Участие посредника
- Арбитраж
- Чем может помочь юрист
- Почему нужно своевременно обращаться за юридической помощью
У каждого гражданина РФ есть право на труд. Оно закреплено в Конституции РФ. Нарушать это право не может никто. К сожалению, не все работодатели соблюдают нормы действующего трудового законодательства, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между сторонами трудовых отношений – наёмным сотрудником и руководством предприятия.
Что такое «трудовой спор»
Разногласия, возникающие между работодателем и наёмным персоналом (одним сотрудником или группой лиц), по вопросам применения норм действующего законодательства о труде, называют трудовым спором.
Применительно к юридической практике, спор возникает, если конфликтующие стороны не смогли достичь компромисса путём переговоров. Если стороны прибегают к помощи посредников (надзорных органов, суда), то разногласия перерастают в спор.
Когда возникают
Стороны трудовых отношений взаимодействуют между собой в различных областях. Итогом взаимодействия может стать спор. Области возникновения:
- приём на работу;
- прекращение трудовых отношений по различным основаниям;
- условия труда;
- охрана труда;
- обучение сотрудников, повышение их квалификации;
- взаимоотношения, с точки зрения правовой науки, возникающие между работником и руководством, между коллективом работников и руководством;
- предоставление социальных гарантий.
Разногласия не могут возникнуть без оснований.
Причины возникновения
Основные причины возникновения конфликтных ситуаций между наёмным персоналом и начальством:
- низкая юридическая грамотность обеих сторон;
- низкий уровень организации работы на конкретном взятом предприятии;
- неточности в сформированных и прописанных обязанностях сотрудников на конкретных должностях;
- несоответствие образования, квалификации и опыта сотрудников относительно занимаемых должностей;
- нездоровый психологический и моральный климат в коллективе;
- принятый стиль руководства предприятием, который применяет начальство по отношению к наёмным работникам;
- незнание работниками своих прав, непосредственных обязанностей, степени ответственности за их невыполнение.
Это основные причины. Как показывает практика, споры могут возникнуть и по другим основаниям.
Какие бывают виды
Опираясь на нормы трудового законодательства, можно выделить 2 основных вида споров:
- Индивидуальные – то есть, возникающие между конкретным работником и начальством. Регулируются главой 60 ТК РФ. Точное понятие прописано в ст. 381 ТК РФ. Пример – перевод работника на другую должность без его согласия.
- Коллективные – то есть, возникающие между группой наёмных работников и руководством. Регулируются главой 61 ТК РФ. Точное определение прописано в ст. 398 ТК РФ. Пример – внесение изменений в коллективный договор без учёта мнения представительного органа.
Каждый из видов споров рассматривает в определённом порядке.
Порядок рассмотрения индивидуальных споров
Согласно ст. 382 ТК РФ, за разрешение данного вида конфликта можно обратиться в:
- комиссию по трудовым спорам;
- инспекцию по труду;
- прокуратуру;
- судебный орган.
Чтобы надзорный орган принялся за рассмотрение разногласий, необходимо подать письменную жалобу. Устные обращения не рассматриваются. Кроме того, согласно ст. 7 Закона № 59-ФЗ, жалоба должна быть:
- подписанной заявителем лично или его представителем с нотариальной доверенность – анонимные обращения не рассматриваются;
- достоверной – в ней должны быть прописаны только те факты, которые имели место быть.
Подать жалобу можно несколькими способами:
- лично обратиться в надзорный орган;
- посредством каналов телекоммуникационной связи – через официальную электронную почту, через официальный сайт ведомства;
- посредством Почты России – письмо должно быть с уведомлением и описью вложенного.
Сроки обращения в инспекцию по труду не установлены. Для подачи жалобы в комиссию или суд у работника, согласно ст. 386 и 392 ТК РФ, есть 3 месяца (для некоторых видов разногласий этот временной промежуток больше или меньше).
Большинство конфликтных ситуаций в отношениях между работником и начальством рассматриваются трудовыми комиссиями. Но есть споры, полномочия по разрешению которых переданы только судам. Это:
- восстановление на рабочем месте после незаконного прекращения трудовых отношений;
- внесение изменений в записи о расторжении соглашения о труде;
- перевод с одной должности на другую, осуществлённый без письменного согласия работника и на незаконных основаниях;
- разногласия по заработной плате;
- оплата вынужденного прогула;
- незаконное использование персональной информации о конкретном работнике;
- взыскание материального ущерба в пользу работодателя;
- оспаривание необоснованного отказа в трудоустройстве соискателя на должность;
- проявление дискриминации по любым основаниям;
- споры с работодателем, который является физическим лицом;
- споры с работодателем, которым является религиозная организация.
Чтобы обратиться в суд, нужно составить исковое заявление в соответствии со ст. 131 ГПК РФ. Документы о трудовых отношениях надлежит приложить к иску. Чтобы их получить (часть из них будут на руках у заявителя, часть хранится у работодателя), необходимо направить письменный запрос на имя руководителя предприятия. У последнего есть 3 дня на рассмотрение запроса и его удовлетворение. Отказать не имеют права.
В какой суд надлежит обращаться
Обращаться нужно в мировой или районный суд, в зависимости от вида конфликта. Территориальная подсудность – по месту регистрации предприятия, нарушившего права истца. Платить пошлину не нужно.
Срок подачи иска
В ст. 392 ТК РФ прописано, что у работника есть:
- 1 месяц со дня подписания приказа о расторжении трудовых отношений или вручения на руки трудовой книжки, для подачи иска относительно незаконного прекращения отношений с работодателем;
- 3 месяца по прочим спорам;
- 1 год по конфликтам, касающимся выплаты заработной платы.
Обращаться можно и в суд, и другое ведомство одновременно. В п. 5 Постановления ВС РФ № 2 от 17.03.2004 года прописано, что пропуск установленного срока не является препятствием для подачи иска. Возможно, истец пропустил период обращения по уважительным причинам. Вместе с иском нужно подать ходатайство о восстановлении срока.
Порядок рассмотрения коллективных споров
Такие разногласия рассматриваются несколькими способами:
- примирительной комиссией – порядок описан в ст. 402 ТК РФ;
- с участием посредника – порядок описан в ст. 403 ТК РФ;
- в трудовом арбитраже – порядок описан в ст. 404 ТК РФ.
Каждый этап имеет свою нюансы. Их необходимо соблюдать обеим сторонам.
Комиссия по примирению сторон
Начать нужно с оповещения работодателя о возникших недовольствах. Для этого нужно составить письменное обращение и направить его на имя руководителя. В течение 3 дней после получения письменных претензий и регистрации обращения в качестве входящего документа, работодатель должен созвать примирительную комиссию. В неё в равных долях должны входить представители обеих сторон.
Начинаются переговоры! Их цель – достичь компромисса в споре. Если этого сделать не удалось, конфликт будет разрешаться посредством участия посредника или через трудовой арбитраж.
Участие посредника
Пригласить его должен работодатель. В течение 7 дней конфликт должен быть рассмотрен. Итогом сотрудничества с посредником должно стать примирительное решение или протокол разногласий. Оба документа оформляются в письменном виде.
Арбитраж
Он формируется совместным решением работодателя, представителей наёмного персонала и уполномоченного органа. Оформляется в письменном виде. В документе также нужно прописать состав, регламент и полномочия арбитража. С момента создания есть 5 дней на рассмотрение спора.
Итогом работы может стать примирительное решение или протокол разногласий. Документы оформляются в письменном виде. Есть компромисса достичь не удалось, и коллектив по-прежнему не доволен действиями руководства, можно начинать забастовку.
Чем может помочь юрист
Помощь юриста по трудовым спорам может понадобиться как работодателю, так и работнику. Опытный специалист:
- поможет составить исковое заявление, ходатайство и прочие процессуальные документы для судебного заседания;
- будет представлять интересы клиента в суде;
- поможет подготовить необходимые документы;
- подскажет порядок действий, если клиент решит самостоятельно представлять свои интересы во время заседания.
Помощью юриста может потребоваться не только в суде, но при обращении в уполномоченное ведомство. Чтобы была проведена проверка, жалоба должна быть правильно составлена. Не каждый человек может это сделать самостоятельно.
В первую очередь, при возникновении любых спорных ситуаций, надлежит обратиться за консультацией нам.
Почему нужно своевременно обращаться за юридической помощью
Своевременно обращение к юристу по трудовым спорам в нашу компанию поможет вовремя восстановить нарушенные права работника. Кроме того, специалисты:
- имеют профильное образование;
- многолетний опыт работы;
- практику ведения дел в суде;
- работают исключительно в рамках правового поля;
- несут ответственность за свою работу.
Чтобы получить консультацию юриста по трудовым спорам, необходимо:
- позвонить по телефону;
- заказать звонок через форму обратной связи.
- лично посетить офис;
При возникновении разногласий с работодателем, нужно сразу же обращаться за юридической помощью. Это поможет сэкономить время, средства и нервы. Кроме того, возможно решить конфликт мирным путём посредством переговоров, не прибегая к мерам судебного урегулирования.