Трудовые споры

 

У каждого гражданина РФ есть право на труд. Оно закреплено в Конституции РФ. Нарушать это право не может никто. К сожалению, не все работодатели соблюдают нормы действующего трудового законодательства, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между сторонами трудовых отношений – наёмным сотрудником и руководством предприятия.

Что такое «трудовой спор»

Разногласия, возникающие между работодателем и наёмным персоналом (одним сотрудником или группой лиц), по вопросам применения норм действующего законодательства о труде, называют трудовым спором.

Применительно к юридической практике, спор возникает, если конфликтующие стороны не смогли достичь компромисса путём переговоров. Если стороны прибегают к помощи посредников (надзорных органов, суда), то разногласия перерастают в спор.

Когда возникают

Стороны трудовых отношений взаимодействуют между собой в различных областях. Итогом взаимодействия может стать спор. Области возникновения:

  • приём на работу;
  • прекращение трудовых отношений по различным основаниям;
  • условия труда;
  • охрана труда;
  • обучение сотрудников, повышение их квалификации;
  • взаимоотношения, с точки зрения правовой науки, возникающие между работником и руководством, между коллективом работников и руководством;
  • предоставление социальных гарантий.

Разногласия не могут возникнуть без оснований.

Причины возникновения

Основные причины возникновения конфликтных ситуаций между наёмным персоналом и начальством:

  • низкая юридическая грамотность обеих сторон;
  • низкий уровень организации работы на конкретном взятом предприятии;
  • неточности в сформированных и прописанных обязанностях сотрудников на конкретных должностях;
  • несоответствие образования, квалификации и опыта сотрудников относительно занимаемых должностей;
  • нездоровый психологический и моральный климат в коллективе;
  • принятый стиль руководства предприятием, который применяет начальство по отношению к наёмным работникам;
  • незнание работниками своих прав, непосредственных обязанностей, степени ответственности за их невыполнение.

Это основные причины. Как показывает практика, споры могут возникнуть и по другим основаниям.

Какие бывают виды

Опираясь на нормы трудового законодательства, можно выделить 2 основных вида споров:

  • Индивидуальные – то есть, возникающие между конкретным работником и начальством. Регулируются главой 60 ТК РФ. Точное понятие прописано в ст. 381 ТК РФ. Пример – перевод работника на другую должность без его согласия.
  • Коллективные – то есть, возникающие между группой наёмных работников и руководством. Регулируются главой 61 ТК РФ. Точное определение прописано в ст. 398 ТК РФ. Пример – внесение изменений в коллективный договор без учёта мнения представительного органа.

Каждый из видов споров рассматривает в определённом порядке.

Порядок рассмотрения индивидуальных споров

Согласно ст. 382 ТК РФ, за разрешение данного вида конфликта можно обратиться в:

  • комиссию по трудовым спорам;
  • инспекцию по труду;
  • прокуратуру;
  • судебный орган.

Чтобы надзорный орган принялся за рассмотрение разногласий, необходимо подать письменную жалобу. Устные обращения не рассматриваются. Кроме того, согласно ст. 7 Закона № 59-ФЗ, жалоба должна быть:

  • подписанной заявителем лично или его представителем с нотариальной доверенность – анонимные обращения не рассматриваются;
  • достоверной – в ней должны быть прописаны только те факты, которые имели место быть.

Подать жалобу можно несколькими способами:

  • лично обратиться в надзорный орган;
  • посредством каналов телекоммуникационной связи – через официальную электронную почту, через официальный сайт ведомства;
  • посредством Почты России – письмо должно быть с уведомлением и описью вложенного.

Сроки обращения в инспекцию по труду не установлены. Для подачи жалобы в комиссию или суд у работника, согласно ст. 386 и 392 ТК РФ, есть 3 месяца (для некоторых видов разногласий этот временной промежуток больше или меньше).

Большинство конфликтных ситуаций в отношениях между работником и начальством рассматриваются трудовыми комиссиями. Но есть споры, полномочия по разрешению которых переданы только судам. Это:

  • восстановление на рабочем месте после незаконного прекращения трудовых отношений;
  • внесение изменений в записи о расторжении соглашения о труде;
  • перевод с одной должности на другую, осуществлённый без письменного согласия работника и на незаконных основаниях;
  • разногласия по заработной плате;
  • оплата вынужденного прогула;
  • незаконное использование персональной информации о конкретном работнике;
  • взыскание материального ущерба в пользу работодателя;
  • оспаривание необоснованного отказа в трудоустройстве соискателя на должность;
  • проявление дискриминации по любым основаниям;
  • споры с работодателем, который является физическим лицом;
  • споры с работодателем, которым является религиозная организация.

Чтобы обратиться в суд, нужно составить исковое заявление в соответствии со ст. 131 ГПК РФ. Документы о трудовых отношениях надлежит приложить к иску. Чтобы их получить (часть из них будут на руках у заявителя, часть хранится у работодателя), необходимо направить письменный запрос на имя руководителя предприятия. У последнего есть 3 дня на рассмотрение запроса и его удовлетворение. Отказать не имеют права.

В какой суд надлежит обращаться

Обращаться нужно в мировой или районный суд, в зависимости от вида конфликта. Территориальная подсудность – по месту регистрации предприятия, нарушившего права истца. Платить пошлину не нужно.

Срок подачи иска

В ст. 392 ТК РФ прописано, что у работника есть:

  • 1 месяц со дня подписания приказа о расторжении трудовых отношений или вручения на руки трудовой книжки, для подачи иска относительно незаконного прекращения отношений с работодателем;
  • 3 месяца по прочим спорам;
  • 1 год по конфликтам, касающимся выплаты заработной платы.

Обращаться можно и в суд, и другое ведомство одновременно. В п. 5 Постановления ВС РФ № 2 от 17.03.2004 года прописано, что пропуск установленного срока не является препятствием для подачи иска. Возможно, истец  пропустил период обращения по уважительным причинам. Вместе с иском нужно подать ходатайство о восстановлении срока.

Порядок рассмотрения коллективных споров

Такие разногласия рассматриваются несколькими способами:

  • примирительной комиссией – порядок описан в ст. 402 ТК РФ;
  • с участием посредника – порядок описан в ст. 403 ТК РФ;
  • в трудовом арбитраже – порядок описан в ст. 404 ТК РФ.

Каждый этап имеет свою нюансы. Их необходимо соблюдать обеим сторонам.

Комиссия по примирению сторон

Начать нужно с оповещения работодателя о возникших недовольствах. Для этого нужно составить письменное обращение и направить его на имя руководителя. В течение 3 дней после получения письменных претензий и регистрации обращения в качестве входящего документа, работодатель должен созвать примирительную комиссию. В неё в равных долях должны входить представители обеих сторон.

Начинаются переговоры! Их цель – достичь компромисса в споре. Если этого сделать не удалось, конфликт будет разрешаться посредством участия посредника или через трудовой арбитраж.

Участие посредника

Пригласить его должен работодатель. В течение 7 дней конфликт должен быть рассмотрен. Итогом сотрудничества с посредником должно стать примирительное решение или протокол разногласий. Оба документа оформляются в письменном виде.

Арбитраж

Он формируется совместным решением работодателя, представителей наёмного персонала и уполномоченного органа.  Оформляется в письменном виде. В документе также нужно прописать состав, регламент и полномочия арбитража. С момента создания есть 5 дней на рассмотрение спора.

Итогом работы может стать примирительное решение или протокол разногласий. Документы оформляются в письменном виде. Есть компромисса достичь не удалось, и коллектив по-прежнему не доволен действиями руководства, можно начинать забастовку.

Чем может помочь юрист

Помощь юриста по трудовым спорам может понадобиться как работодателю, так и работнику. Опытный специалист:

  • поможет составить исковое заявление, ходатайство и прочие процессуальные документы для судебного заседания;
  • будет представлять интересы клиента в суде;
  • поможет подготовить необходимые документы;
  • подскажет порядок действий, если клиент решит самостоятельно представлять свои интересы во время заседания.

Помощью юриста может потребоваться не только в суде, но при обращении в уполномоченное ведомство. Чтобы была проведена проверка, жалоба должна быть правильно составлена. Не каждый человек может это сделать самостоятельно.

В первую очередь, при возникновении любых спорных ситуаций, надлежит обратиться за консультацией нам.

Почему нужно своевременно обращаться за юридической помощью

Своевременно обращение к юристу по трудовым спорам в нашу компанию поможет вовремя восстановить нарушенные права работника. Кроме того, специалисты:

  • имеют профильное образование;
  • многолетний опыт работы;
  • практику ведения дел в суде;
  • работают исключительно в рамках правового поля;
  • несут ответственность за свою работу.

Чтобы получить консультацию юриста по трудовым спорам, необходимо:

  • позвонить по телефону;
  • заказать звонок через форму обратной связи.
  • лично посетить офис;

При возникновении разногласий с работодателем, нужно сразу же обращаться за юридической помощью. Это поможет сэкономить время, средства и нервы. Кроме того, возможно решить конфликт мирным путём посредством переговоров, не прибегая к мерам судебного урегулирования.

 

Если у вас остались вопросы или вы не нашли ответа.

Обратитесь за помощью юристам нашей компании и получите действительно полезную и эффективную юридическую помощь в любой области права.

Задать вопрос специалисту
8 (495) 205-18-63